В Министерстве энергетики предложили в несколько раз увеличить тарифы за электроэнергию для промышленных майнинговых ферм. Чтобы заставить центры по добыче криптовалют уйти в регионы с избытком энергомощностей ведомство намерено повысить тарифы для майнеров в энергодефицитных регионах.
Представители индустрии рассказали «РБК-Крипто», как инициатива Минэнерго может отразиться на отрасли, и к каким последствиям она может привести.
«Необоснованное закручивание гаек»
Минэнерго называет Иркутскую область энергодефицитным регионом и заявляет о его проблемах из-за промышленного майнинга, рассказал директор по взаимодействию с государственными органам BitRiver Олег Огиенко. Однако, по словам эксперта, напротив, бизнес по добыче криптовалюты помогает таким удаленным регионам, как Иркутская область, Красноярский край, республика Хакасия и республика Бурятия, раскрывать инвестиционный потенциал и сокращать тенденцию по оттоку населения.
Предлагаемые решения негативным образом отразятся именно на добросовестных участниках рынка и не окажут какого-либо воздействия на лиц, осуществляющих потребление электрической энергии с нарушениями законодательства об электроэнергетике, в том числе по тарифу для населения или с превышением максимальной мощности подключения, говорит Огиенко.
Эксперт указал на очевидность того, что недобросовестные участники рынка уже сейчас не исполняют существующие требования и будут продолжать незаконно подключаться к электросетям и осуществлять майнинг как «физические лица». Действующие в правовом поле субъекты промышленного майнинга и так оплачивает электроэнергию, как и вся промышленность, по тарифам для бизнеса, кратно превышающим действующие для населения цены на электроэнергию, добавил специалист.
«Непроходной тариф»
Многократное повышение цен на электроэнергию «звучит как приговор», говорит сооснователь BitCluster Сергей Арестов. По его словам, если иркутский тариф ВН (для высокого напряжения, 110 кВт и выше — ред.), — это примерно 3,5 руб., то после увеличения в 3 раза, цена за кВт•ч составит более 10 руб. или 0,1$. Это не конкурентный, даже непроходной тариф, говорит эксперт.
«Тем самым Минэнерго действительно добьется выключения майнеров и их релокации, возможно за рубеж. И даже если речь идет только об увеличении стоимости транспортировки энергии, то и это нанесет отрасли существенный урон», — уверен Арестов.
«Нужен внимательный анализ всех факторов»
Место размещения дата-центров имеет решающее значение для эффективности капиталовложений, поэтому для принятия решения нужен внимательный и профессиональный анализ всех влияющих на это факторов, говорит директор по энергетике и строительству Intelion Data Systems Максим Симуткин. При выборе локации, по словам собеседника, нужно руководствоваться следующими критериями: низкая стоимость электроэнергии и профицит ее генерирующей мощности в регионе.
Многие промышленные майнеры сегодня при выборе места ориентируются исключительно на стоимость электричества и располагают дата-центры в энергодефицитных регионах, без учета особенностей местной энергетической инфраструктуры.
Мы надеемся, что обсуждаемое предложение Минэнерго вызовет не только дискуссию в криптосообществе, но позволит решить проблему скопления майнинговых дата-центров в одной локации с наиболее выгодными условиями поставки электроэнергии, говорит Симуткин. Он отметил, что эти скопления создают сложности для подключения иных объектов, как промышленных, так и социально значимых.
С правовой точки зрения понятие майнинга как вида предпринимательской деятельности до сих пор законодательно не закреплено, напомнил эксперт. И это затруднит применение мер для классификации тех или иных потребителей электрической энергии как «майнер» или «оказывающие услуги по размещению майнингового оборудования», сказал Симуткин.
«Энергодефицитные регионы»
Предложенные Минэнерго инициативы предполагают распространить на энергодефицитные районы (по прогнозу на 2024-2029 годы), которые на сегодня определены технологическим оператором энергосистемы АО «СО ЕЭС» только в трех зонах: юго-восточная часть Сибири (юг Иркутской области, Республика Бурятия и Забайкальский край) с прогнозным дефицитом более 1225 МВт; Дальний Восток (Приморский и Хабаровский край) с дефицитом около 1400 МВт и юго-западная часть ОЭС Юга (Республика Крым и Краснодарский край), уточнил представитель Intelion. В других регионах, по его словам, дефицит мощности в энергосистеме на период до 2029 года не прогнозируется.
Симуткин обратил внимание на то, что предложенная инициатива Минэнерго о повышение в 2-5 раз тарифа относится только к услугам по передаче электрической энергии, а не конечной стоимости электроэнергии. Специалист пояснил, что на 2023 год одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии для категории с подключением ВН в Иркутской области составляет 0,6 руб./кВт•ч с НДС, и двукратное увеличение тарифа на услуги по передаче приведет к росту конечной цены на 0,6 руб./кВт•ч или менее 20% от средней ожидаемой цены для потребителя на тарифе ВН в Иркутской области в диапазоне 3,2-3,5 руб./кВт•ч с НДС.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.